МКОУ СОШ №1 с.п. Псыгансу Согласовано с: Управляющим советом, протокол №4 от 20.05.2021 г.; Принято на заседании педагогического совета, протокол №5 от 20.05.2021 г. Утверждено приказом директора от 20 мая 2021 г. №42- ОД ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение об организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство (далее – «Положение»), разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: - Конституцией Российской Федерации; - Семейным кодексом Российской Федерации; - Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; - Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; - Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального Подписано цифровой подписью: Безирова Мадина Биляловна Дата: 2021.11.03 12:06:00 +03'00' 2 - - - - - - - государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»; письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.05.2020 № ВБ-1059/08 «О направлении разъяснений»; постановлением Правительства КБР от 11.09. 2020 № 203-ПП «Об установлении ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам образовательных организаций КБР и муниципальных образовательных организации, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы»; «Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (в том числе Примерной программой воспитания и социализации обучающихся)» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з). 1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность педагогических работников, осуществляющих классное руководство в классе (классе-комплекте) общеобразовательной организации, с целью регулирования состава и содержания выполняемых в пределах данного вида педагогической деятельности действий. Все, что не предусмотрено настоящим Положением, регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. 3 1.3. В настоящем Положении использованы следующие термины и определения: - классное руководство – дополнительный вид педагогической деятельности, не входящий в должностные обязанности педагогического работника, осуществляемый с его добровольного согласия на условиях дополнительной оплаты, направленный на решение задач воспитания и социализации обучающихся; - воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде; - класс – это группа обучающихся, сформированная для освоения одной основной образовательной программы (начального, основного или среднего) общего образования, в соответствии с учебным планом общеобразовательной организации; - класс-комплект – несколько классов, которые принимаются за один класс, независимо от количества обучающихся, а также реализуемых образовательных программ, включая адаптированные основные образовательные программы, в целях осуществления классного руководства; - классный руководитель – это педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность, направленную на решение задач воспитания и социализации обучающихся. 1.4. Педагогический работник назначается классным руководителем в порядке, установленном разделом 4 настоящего Положения в соответствии с действующим законодательством. 1.5. Координацию работы и непосредственное руководство деятельностью педагогического работника, осуществляющего классное руководство, осуществляет заместитель руководителя общеобразовательной организации или иное назначенное руководителем лицо. 1.6. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, электробезопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными нормативными 4 актами общеобразовательной организации, настоящим Положением. 1.7. Свою деятельность классный руководитель выстраивает во взаимодействии с администрацией общеобразовательной организации, органами государственно-общественного управления общеобразовательной организации, родителями (законными представителями) обучающихся, социальным педагогом, педагогом-психологом, педагогом-организатором, вожатым, педагогами дополнительного образования, иными субъектами воспитания и социализации обучающихся, а также с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 2. Приоритетные задачи деятельности классного руководителя 2.1. Приоритетными задачами деятельности классного руководителя являются: - создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе (классе-комплекте) путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости; - формирование у обучающихся, высокого уровня духовнонравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать; - формирование законопослушного поведения, внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности позиции неприятия и противодействия по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.; - формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны; формирование способности обучающихся реализовать свой потенциалв условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ. 2.2. Условиями успешного решения обозначенных задач являются: - выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, - 5 - - - - активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности; реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов социальнопедагогического партнерства; взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернетресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей; обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т.д.; участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2.3. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса (класса-комплекта) как микросоциума. Классному руководителю необходимо учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни обучающихся, а также характеристики класса (класса-комплекта) как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством. Направленность и содержание приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, зависят от конкретных условий деятельности общеобразовательной организации. 3. Права, обязанности и ответственность классного руководителя 3.1. Классный руководитель с учетом локальных нормативных актов общеобразовательной организации имеет следующие права: - определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования, с учетом специфики деятельности общеобразовательной организации; 6 - вносить на рассмотрение администрации общеобразовательной организации, педагогического совета, органов государственнообщественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса (класса-комплекта), родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; - участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности; - самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях; - использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом (классом-комплектом); - получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственнообщественного управления общеобразовательной организации для реализации задач по классному руководству; - приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства; - давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса (класса-комплекта) при подготовке и проведении воспитательных мероприятий; - посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса (класса-комплекта); - защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации общеобразовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников; - повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством; - получать информацию об обучающихся своего класса (класса- комплекта); - самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы, индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями) на основе ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего общего образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями 7 здоровья, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом контекстных условий деятельности, определять формы проведения классных мероприятий; - организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях, согласовывать с администрацией общеобразовательной организации участие третьих лиц в мероприятиях вверенного класса (класса-комплекта); - получать информацию о внешней оценке своей деятельности как руководителя класса (класса-комплекта); - предоставлять информацию о деятельности вверенного класса (классакомплекта) для размещения в публичном пространстве с целью повышения престижа класса (класса-комплекта) и общеобразовательной организации с согласия родителей (законных представителей) и администрации общеобразовательной организации; - творчески применять новые методы, формы, приемы воспитания, способствующие реализации программы воспитания, транслировать свой опыт педагогическому сообществу, в том числе посредством интернет-ресурсов (сайта общеобразовательной организации, личного сайта, блога); - участвовать в работе органов самоуправления общеобразовательной организации: педагогического совета, совета школы и т.д., принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью по классному руководству; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, давать по ним объяснения. 3.2. Классный руководитель выполняет следующие обязанности: 3.2.1. Инвариантная часть обязанностей классного руководителя представляет собой обязательный минимум содержания деятельности независимо от специфики условий функционирования общеобразовательной организации и содержит следующие блоки: 1) Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе (классе-комплекте), включая: организацию индивидуальной работы с обучающимися через изучение особенностей, интересов, способностей, обучающихся и содействие их реализации; - анализ личностных и образовательных результатов обучающихся в их динамике, отражающих российскую гражданскую идентичность, патриотизм, гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, готовность к служению Отечеству и его защите; сформированность научного мировоззрения; готовность к образованию, самостоятельной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; нравственное сознание и поведение; эстетическое отношение к миру; принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни; ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью; осознанный 8 - - - - - выбор будущей профессии; сформированность экологического мышления; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни и на основе этого построение траектории личностного развития; содействие в оказании социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса (класса-комплекта), в том числе детей с ОВЗ и/или испытывающих трудности в обучении и социализации, на основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых условий жизни и социокультурной ситуации развития ребёнка в семье; содействие в выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости, выяснения причины пропусков учебных занятий и опозданий; содействие в выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, и оказании им помощи в обучении и воспитании детей; содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости; обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации, в том числе содействие их занятости в общедоступных спортивных секциях, технических и иных кружках, клубах; -проведение мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ; - содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ, включенности в реализацию социальных и образовательных проектов во внеурочное и каникулярное время; - выявление и поддержку талантливых обучающихся, а также обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, находящихся в период адаптации в коллективе и нуждающихся в социально-психолого-педагогической помощи; - формирование навыков информационной безопасности; 9 - использование дистанционного контакта с помощью вспомогательных средств (телефон, школьный портал, АИС и др.) с обучающимися, их родителями, с социальными партнерами, в зависимости от ресурсов общеобразовательной организации. 2) Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом (классом-комплектом) как социальной группой, включая: - проектирование стратегии и тактики воспитательной работы с обучающимися, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении с учётом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы общеобразовательной организации; - реализацию цели и задач программы воспитания общеобразовательной организации соответствующего уровня обучения через различные формы индивидуальной и коллективной работы; - планирование и реализацию воспитательной работы в классе (классекомплекте) по модулям, включенным в рабочую программу воспитания школы (классного руководителя); - изучение и анализ характеристик класса (класса-комплекта) как малой социальной группы (состояния психологического климата в классе (классе-комплекте)), особенностей межличностных и межгрупповых отношений, влияние школьной среды, ценностных ориентиров); - проведение команднообразующих мероприятий на сплочение коллектива класса (класса-комплекта), благоприятного микроклимата в классе (классе-комплекте); формирование и регулирование межличностных отношений обучающихся в классе (классе-комплекте); - вовлечение обучающихся класса (класса-комплекта) в традиционные общешкольные мероприятия, организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенность в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов; формирование и развитие навыков успешной социализации, готовности к жизнедеятельности в современном мире, навыков жизнестойкости, законопослушного поведения; - содействие в получении обучающимися дополнительного образования посредствам включения в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы, научные общества и пр.) как в общеобразовательной организации, так и в учреждениях дополнительного образования, иных учреждениях; - профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе, профилактике рискованного и суицидального поведения обучающихся, буллинга, моббинга, наркомании, токсикомании, алкоголизма, вовлечения в криминальную субкультуру; - выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся; 10 - организацию с обучающимися класса (класса-комплекта) мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических требований, обучению правилам техники безопасности, противопожарной безопасности, правилам поведения в экстремальных ситуациях, по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий; - обеспечение оперативного обмена информацией и своевременного информирования всех участников образовательных отношений, в том числе в условиях удалённого обучения с учётом возможностей образовательной организации и семей обучающихся; участие в организации питания обучающихся. 3) Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая: - организацию взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся с целью регулирования отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками, оказание им консультативной поддержки в вопросах воспитания обучающихся; - привлечение родителей (законных представителей) к участию в образовательном процессе, проведение совместных мероприятий обучающихся и родителей (законных представителей); - изучение и анализ условий и характеристик семейного воспитания каждого обучающегося, при необходимости организация помощи специалистов (учителя, педагога-психолога, логопеда, социального педагога, органы опеки и т.д.) в обучении и воспитании детей; профилактическая работа по противодействию жестокому обращению с детьми в семье; регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, о текущей успеваемости детей, их успехах и проблемах, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса (классакомплекта); - взаимодействие с родительской общественностью класса (классакомплекта); - регулярное проведение родительских собраний в классе (классекомплекте), в соответствии с планом работы общеобразовательной организации и планом работы педагогического работника, осуществляющего классное руководство. 4) Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая: - взаимодействие классного руководителя с учителями учебных предметов, направленное на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; - проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса (класса-комплекта) и интеграцию воспитательных - 11 влияний на школьников; и по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса (класса-комплекта) в целом; - взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам развития личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса (класса-комплекта), построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития, в том числе несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; - взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам развития индивидуальности обучающихся, раскрытия потенциальных способностей, оказания обучающимся своевременной помощи в учебе, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, в том числе посредством включения их в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.; - взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации по вопросам профилактики девиантного поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе; реализации программы и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса (класса-комплекта) для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. 5) Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая: - участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся, в том числе комплексной поддержки детей из групп риска, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса; - участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся. 6) Ведение и составление следующей документации: - классный журнал (в том числе посредством электронной системы поддержки образовательного процесса) в части внесения в него, актуализации списка и необходимых сведений об обучающихся класса (класса-комплекта), о пропусках уроков; - план работы, согласованный с рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы общеобразовательной организации; - 12 - журналы инструктажей по технике безопасности класса (классакомплекта; - иные документы, в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которых могут быть установлены локальными нормативными актами общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. 3.2.2. Вариативная часть деятельности по классному руководству самостоятельно формируется ОУ и зависит от специфики деятельности. Вариативная часть обязанностей классного руководителя отражает: - особые цели и задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательной организации, связанные с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка; - виды, формы и содержание деятельности по вариативным модулям Программы воспитания ОУ: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметноэстетической среды»; - дополнительные задачи, непосредственно связанные с классным руководством по развитию учебной мотивации у обучающихся, координации работы учителей-предметников, вовлечению семьи в образовательную деятельность обучающихся в общеобразовательной организации с устойчиво низкими результатами обучения и работающей в сложном социальном контексте; - выполнение дополнительной работы, непосредственно связанной с классным руководством; - выполнение требований ФГОС для обучающихся, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы. Содержание вариативной части деятельности по классному руководству, не обозначенное в настоящем Положении, может быть включено в соглашение о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством. Классному руководителю запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. Классный руководитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в 13 случаях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации. 4. Порядок назначения и материальное стимулирование педагогического работника, осуществляющего классное руководство 4.1. ОУ заключает с педагогическим работником дополнительное соглашение к трудовому договору об осуществлении дополнительного вида педагогической деятельности – классного руководства, в котором устанавливаются срок, в течение которого педагогический работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание (обязанности) и объем (количество классов (классов- комплектов)), размер оплаты за выполнение дополнительной работы. Классное руководство не входит в должностные обязанности педагогического работника и подлежит дополнительной оплате. На основании дополнительного соглашения к трудовому договору педагогического работника издается приказ образовательной организации о назначении его классным руководителем. Денежное вознаграждение выплачивается в размере 5000 (пять тысяч) рублей ежемесячно за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, но не более 2-х выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2-х и более классах. В соответствии с Разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письмо от 28.05.2020 № ВБ1159/08) педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах (классах-комплектах). При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласия с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 (пять тысяч) рублей за каждый из двух классов (классов-комплектов). Денежное вознаграждение в размере 5000 (пять тысяч) рублей выплачивается педагогическому работнику общеобразовательной организации за классное руководство в классе, а также в классе-комплекте, который принимается за один класс, независимо от количества обучающихся, а также реализуемых общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы. Денежное вознаграждение не зависит от объема педагогической нагрузки (продолжительности рабочего времени) педагогического работника. Деятельность по классному руководству осуществляется педагогическим работником в пределах установленной статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительности рабочего времени. 14 Введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается. Выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5000 (пять тысяч) рублей из средств федерального бюджета осуществляется дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленной ОУ. Размеры ежемесячных выплат за осуществление классного руководства устанавливаются локальными актами ОУ. 4.2. Установление педагогическому работнику ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство не является основанием для ухудшения установленных условий оплаты труда. Денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника и выплачивается педагогическому работнику одновременно с выплатой заработной платы; учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, при определении отчислений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; а также для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями. Отчисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; а также начисление районного коэффициента при выплате за классное руководство в размере 5000 (пять тысяч) рублей осуществляется за счет средств федерального бюджета. 4.3. В соответствии с подпунктом «м» пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», денежное вознаграждение за классное руководство учитывается при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в том числе в связи с обучением, при выплате компенсации за неиспользованный отпуск, при сохранении среднего заработка для получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в других случаях исчисления среднего заработка. Денежное вознаграждение за классное руководство учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Аналогичный порядок применяется также при определении размера 15 пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя. 4.4. При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепив соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах (классах-комплектах). Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах (классах-комплектах) временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам. В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе (классе-комплекте). Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарноэпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском педагогического работника, являются для работника рабочим временем. За время работы в указанные периоды оплата труда педагогического работника производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство. 16 Долнительное соглашение к трудовому договору от № заключенному с г. , « » __2020 , именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице директора _ , действующего на основании Устава, и _ , именуемый в дальнейшем «Работник», при совместном упоминании именуемые «Стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение (далее – «соглашение») о нижеследующем. 1. Работнику поручается выполнение дополнительной работы по осуществлению классного руководства в классе (классе-комплекте). 2. Обязанности классного руководителя определяются локальным актом Работодателя – Положением по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в , утвержденным приказом от _№ . 3. Срок выполнения дополнительной работы по осуществлению классного руководства: с _ по . 4. За выполнение дополнительной работы по осуществлению классного руководства, предусмотренной настоящим соглашением, Работнику выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5000 (пять тысяч) рублей за один класс (класс-комплект), всего 5000 (пять тысяч) рублей/ 10 000 (десять тысяч) рублей. 5. Выплата денежного вознаграждения за классное руководство, предусмотренная настоящим соглашением, осуществляется дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленной ОУ. 6. Настоящее соглашение вступает в силу с момента егоподписания Сторонами. 7. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон. Работодатель Работник _ Директор / / / / Экземпляр дополнительного соглашения получил С обязанностями классного руководителя ознакомлен