МКОУ СОШ №1 с.п. Псыгансу Согласовано с: Принято Управляющим советом, протокол №4 от 20.05.2021 г.; на заседании приказом директора от 20 педагогического совета, мая 2021 г. №42- ОД протокол №5 от 20.05.2021г. Советом родителей, протокол №2 от 20.05.2021 г. Утверждено ПОЛОЖЕНИЕ о формах получения образования и формах обучения Подписано цифровой подписью: Безирова Мадина Биляловна Дата: 2021.11.03 11:03:27 +03'00' I. Общие положения 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность МКОУ СОШ №1 с.п. Псыгансу (далее – ОУ), реализующей образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, по организации образовательного процесса в различных формах получения общего образования гражданами, проживающими как на территории микрорайона школы, так и за его пределами. 1.2. Общее образование может быть получено в организации, осуществляющей образовательную деятельность – в очной, очно-заочной или заочной формах, а также вне организации, осуществляющей образовательную деятельность – в форме семейного образования и самообразования. 1.3. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 1.4. Право на выбор формы образования и обучения лицо приобретает только после получения основного общего образования или после достижения 18 лет (п.1 ч.1 ст.34, а также п.1 ч.3 ст.44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения,учитывается мнение ребенка. 1.5. Возможность освоения общеобразовательных программ в различных формах предоставляется на всех ступенях общего образования в целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для разностороннего развития обучающихся всоответствии с их интересами и способностями. 1.6. Для всех форм получения общего образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт. 1.7. ОУ создает условия для реализации гражданами гарантированного государством права на получение общего образования. 1.8. ОУ несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями) и учредителем за качество образования и его соответствие федеральным государственным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. 1.9. Обучение на дому (надомное) допускается при наличии: – медицинской справки о необходимости организации учебного процесса на дому (перенос работы образовательной организации в другие условия, но тем же правилам), которую выдаёт лечебное учреждение, где наблюдается ребёнок; – заявления родителей (законных представителей) об организации обучения на дому. Общие требования к организации образовательного процесса 2.1. Обучение в различных формах получения общего образования организуется в соответствии с основными общеобразовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающими реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся. 2.2. Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. 2.3. При освоении основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в формах, предусмотренных настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или его родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с настоящим Положением, уставом общеобразовательного учреждения, учебным планом, программами учебных предметов, требованиями федерального государственного образовательного стандарта, нормами оценки знаний обучающегося по каждому предмету учебного плана, иными документами, регламентирующими образовательную деятельность по избранной форме обучения, а также с нормативными документами, регламентирующими проведение государственной (итоговой) аттестации, в том числе в форме ЕГЭ. 2.4. Обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы в очной, заочной формах или сочетающие данные формы, зачисляются в контингент обучающихся школы. 2.5. Прием обучающихся для получения среднего общего образования в профильных классах, в очно-заочной и заочной форме осуществляется на основании результатов образовательной деятельности обучающихся. 2.6. Прикрепление для прохождения промежуточной аттестации, обучающихся, получающих образование в форме самообразования, осуществляется на основании результатов образовательной деятельности обучающихся. 2.7. К результатам образовательной деятельности обучающихся относятся: результаты государственной итоговой аттестации, результаты независимого мониторинга (диагностики), проводимого Центром качества образования, результаты участия в олимпиадах и конкурсах по соответствующему предпрофилю или профилю. 2.8. В приказе общеобразовательного учреждения и в личной карте обучающегося отражается форма освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с заявлением совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся в классный журнал того класса, в котором он будет числиться. Обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы в форме семейного образования и самообразования, в контингент обучающихся не зачисляются. 2.9. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся. II. 2.10. Общеобразовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет освоения обучающимися основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также хранение в архивах данных об их результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 2.11. Освоение основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования в общеобразовательном учреждении завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. 2.12. Общеобразовательное учреждение выдает выпускникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем уровне образования независимо от формы получения образования. Реализация общеобразовательных программ 3.1. В ОУ реализуются общеобразовательные программы. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. 3.2. Обучающиеся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, переводятся в следующий класс условно. 3.3. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 3.4. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение I-ого полугодия следующего учебного года. ОУ, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 3.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) не более двух раз в течение I-го полугодия следующего учебного года. В случае болезни обучающегося, сроки ликвидации академической задолженности пересматриваются с учетом времени болезни. 3.6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз ОУ создается комиссия. 3.7. Обучающиеся в ОУ по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии, переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану. 3.8. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в ОУ. 3.9. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета школы. III. Организация получения общего образования по очной форме обучения 4.1. Получение общего образования по очной форме обучения предполагает обязательное посещение обучающимися учебных занятий по предметам учебного плана, 4.2. Обучающимся, осваивающим образовательные программы общего образования по очной форме обучения, предоставляются на время обучения бесплатно учебники и другая литература, имеющаяся в библиотеке общеобразовательного учреждения. 4.3. Основой организации образовательного процесса по очной форме обучения является урок. 4.4. Организация образовательного процесса по очной форме обучения регламентируется расписанием занятий, которое утверждается директором школы. 4.5. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы общего образования по очной форме обучения, проходят промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана. Система оценок при промежуточной аттестации, формы, порядок и периодичность ее проведения определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно и отражаются в Положении о промежуточной аттестации. 4.6. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в образовательной организации, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. IV. Организация получения общего образования по заочной форме обучения 5.1. Заочная форма обучения организуется в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся в дневном общеобразовательном учреждении – по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 5.2. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательныепрограммы начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательном учреждении в очной форме и не имеющих возможности по уважительным причинам посещать учебные занятия, организуемые в очной форме, на период их отсутствия организуется заочная форма обучения. 5.3. Основой организации учебной работы по заочной форме обучения являются самостоятельная работа обучающихся, групповые или индивидуальные консультации, зачеты (экзамены). 5.4. Обучение по заочной форме осуществляется при обязательном выполнении федеральных государственных образовательных стандартов по всем предметам учебного плана конкретного класса конкретного вида общеобразовательного учреждения. 5.5. При освоении общеобразовательных программ в заочной форме ОУ предоставляет обучающемуся: – адресные данные учреждения: номера телефонов, адрес электронной почты, адрес сайта в Интернете, учебный план; – план учебной работы на четверть (полугодие) или учебный год по каждому предмету учебного плана; – учебники; – перечень практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке; – контрольные работы с образцами их выполнения; V. – перечень тем для проведения зачетов; – расписание консультаций, зачетов (экзаменов). 5.6. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся по заочной форме обучения определяются общеобразовательным учреждением самостоятельно. Текущий контроль освоения обучающимися общеобразовательных программ по предметам учебного плана может осуществляться в форме зачетов (устных, письменных, комбинированных) по узловым темам учебного курса. Зачету обязательно должно предшествовать проведение консультации. Результат зачета оформляется соответствующим протоколом; полученная отметка заносится в журнал. Годовые отметки обучающемуся, осваивающему общеобразовательные программы в заочной форме, выставляются с учетом результатов выполненных работ и зачетов (экзаменов) по предмету. 5.7. Обучающиеся, осваивающие в заочной форме общеобразовательные программы по отдельным предметам учебного плана и не прошедшие промежуточную аттестацию или получившие на промежуточной аттестации неудовлетворительный результат, продолжают в дальнейшем осваивать общеобразовательные программы по этим предметамв очной форме. 5.8. Возможна смешанная очно-заочная форма обучения. Организация получения общего образования в форме семейного образования 6.1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ (ред. 21.07.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) общее образование может быть получено: – в организациях осуществляющих образовательную деятельность; – вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в формах семейного образования и самообразования). Семейное образование – форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. Самообразование – форма освоения программ среднего общего образования обучающимся самостоятельно. Вне образовательной организации начальное общее и основное общее образование может быть получено в форме семейного образования, в форме самообразования – только на ступени среднего общего образования 6.2. Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 6.3. Для осуществления семейного образования родители (законные представители) могут: – пригласить педагога самостоятельно; – обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение; – обучать детей самостоятельно. 6.4. Родители (законные представители) несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В случае академической задолженности обучающегося, сформировавшейся в ходе его аттестации, родители (законные представители) обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 6.5. Перейти на семейную форму получения образования обучающиеся могут на VI. любой ступени общего образования. Перевод оформляется приказом директора школы по заявлению родителей (законных представителей) на основании двустороннего Договора, заключенного между родителями (законными представителями) и школой в лице её директора. 6.6. Обучающиеся, получающие общее образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить обучение в общеобразовательной организации, имеющей государственную аккредитацию. 6.7. Проведение промежуточной аттестации обучающегося в форме семейного образования осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными программами. 6.8. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающегося определяются школой самостоятельно, оформляются договором о семейном образовании и доводятся до сведения родителей (законных представителей) под подпись. 6.9. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося могут присутствовать на промежуточной аттестации обучающегося при наличии медицинских показаний или по рекомендации психолога и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения обучающимся общеобразовательных программ. 6.10. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные школой. 6.11. Заявление о прохождении государственной (итоговой) подается не позднее, чем за три месяца до ее начала. 6.12. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета школы. 6.13. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в ОУ. VII. Организация получения общего образования в форме самообразования 7.1. Освоение общеобразовательной программы в форме самообразования предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ среднего общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией. 7.2. Обучающиеся школы, осваивающие общеобразовательную программу среднего (полного) общего образования в очной форме, имеют право осваивать общеобразовательные программы по отдельным предметам в форме самообразования и пройти по ним промежуточную аттестацию и государственную (итоговую) аттестацию в ОУ. 7.3. Перейти на форму самообразования обучающиеся могут на старшей ступени общего образования. Перевод оформляется приказом директора ОО по заявлению совершеннолетнего гражданина и заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. 7.4. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме самообразования, вправе на любом этапе продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Данное решение оформляется приказом директора ОУ на основании заявления совершеннолетнего гражданина или заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. 7.5. Проведение промежуточной аттестации обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме самообразования, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными программами. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации определяются школой самостоятельно, оформляются договором и доводятся до сведения совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под подпись. 7.6. Обучающиеся, указанные в п. 7.2 настоящего Положения, сочетающие очную форму обучения и самообразования и не прошедшие промежуточную аттестацию по предметам, изучаемым ими в форме самообразования, продолжают осваивать общеобразовательные программы в очной форме обучения в установленном порядке. VIII. Порядок действий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 8.1. Согласно ст. 63 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014), при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения образования в форме семейного образования и самообразования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального образования. При этом обязательно учитывается мнение ребенка. 8.2. При выборе обучающимися освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования вне образовательной организации (в формах семейного образования и самообразования), родители (законные представители) вышеназванной категории обучающихся обращаются в школу с заявлениями: – об исключении из контингента школы, в которой ребёнок ранее обучался или числился в контингенте; – об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя). В заявлении родителями (законными представителями) ребёнка указываются следующие сведения: – фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребёнка; – дата и место рождения ребёнка; – фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей); – формы получения образования. Дополнительно родители (законные представители) детей предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребёнка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося, а также оригинал свидетельства о регистрации ребёнка по месту жительства, личное дело обучающегося, выданное образовательной организацией, в которой он ранее обучался или числился в контингенте. 8.3. Для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации родители (законные представители) обучающегося, получающих общее образование в семейной форме и форме самообразования, заключают договор с школой об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося. 8.4. В случае успешной государственной итоговой аттестации после освоения обучающимся образовательной программы в форме семейного образования предоставляется документ государственного образца об основном общем образовании, в форме самообразования – документ государственного образца о среднем общем образовании. Порядок действия школы 9.1. ОУ осуществляет приём заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося: – об исключении из контингента школы, в которой ребёнок ранее обучался или числился в контингенте, в связи с выбором получения образования в формах семейного образования и самообразования; – о проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего образование в форме семейного образования и самообразования (в случае выбора родителем (законным представителем) в качестве образовательной организации для прохождения аттестации). После регистрации заявления родителям (законным представителям) детей выдаётся расписка о получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления. Расписка заверяется подписью должностного лица школы, ответственного за приём документов, и гербовой печатью образовательной организации. 9.2. ОУ: – издает приказ на проведение промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего образование в форме семейного образования и самообразования; – обеспечивает включение обучающегося, получающего образование в форме семейного образования, в Региональную базу данных участников ОГЭ (ГИА-9); – обеспечивает включение обучающегося, получающего образование в форме самообразования, в Региональную базу данных участников ЕГЭ (ГИА-11); – подает информацию о формировании государственного задания на осуществление новых функций и полномочий (об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего образование в форме семейного образования и самообразования; – заключает договор с родителями (законными представителями) обучающегося, получающего образование в форме семейного образования и самообразования, об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося; – организует и проводит промежуточную аттестацию обучающегося, получающего образование в форме семейного образования, в стандартизированной форме; – организует государственную итоговую аттестацию обучающегося, получающего образование в форме самообразования, в соответствии с действующими федеральными и региональными нормативными актами в сфере образования; – информирует органы управления образованием о расторжении договора с родителями (законными представителями) обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности, для продолжения их обучения в ОУ; – предоставляет информацию об обучающихся, получающих образование в формах семейного образования и самообразования, в ведомственные информационные системы, а также информационные системы, обеспечивающие предоставление гражданам государственных услуг в электронном виде. IX.